Scientific journal
Scientific Review. Geographical Sciences

THE ROLE OF THE TOURIST GEOPORTAL IN THE DEVELOPMENT OF TOURISM ACTIVITIES

Mironova Y.N. 1
1 Elabuga Institute (branch) of KFU
Recently, the tourism business has played an important role in the development of the regions. Domestic tourism plays a special role here, which has been actively developing recently in connection with import substitution in the Russian Federation. In this paper, the use of a tourist geoportal in the development of tourism in a particular region is considered. The purpose of this work is to substantiate the benefits of using geoinformation technologies in tourism using the example of tourism development in the city of Yelabuga. The city of Yelabuga is currently a well-known tourist center of Russia. Yelabuga has more than 20 museums and many historical monuments, and the number of tourists per year reaches one million. In the context of the growth of domestic tourism, the task of creating various information resources, including geoportals, providing convenient access to information about the tourist potential of cities and territories for all categories of the population is urgent. To attract more tourists, we can use a geoportal, with which you can get information about the monuments and museums of Yelabuga on the Internet, build an interactive map of Yelabuga, which will display the main tourist sites with the possibility of detailing them. Thus, it is possible to increase the flow of tourists visiting the city. Similar geoportals are being created everywhere in Armenia, Sakhalin, Astrakhan, Dombai, Taganrog and other places. The use of geographic information systems in the field of tourism in any city or region can increase its attractiveness to tourists.
geoportal
tourism business
tourism
museum
nature reserve

Введение В последнее время важную роль в развитии регионов имеет туристический бизнес. Особую роль здесь играет внутренний туризм, который в последнее время активно развивается в связи с импортозамещением в Российской Федерации. Наряду с развитием туристической инфраструктуры важно информационное сопровождение туристической деятельности [1]. В данной работе мы рассмотрим использование туристического геопортала в развитии туризма в конкретном регионе. Понятие туристического геопортала было сформулировано в работе [2]. Туристические геопорталы в настоящее время наиболее полно освещены в отечественных научных публикациях. Данная статья также посвящена перспективам применения геоинформационных технологий в туризме.

Цель исследования Целью данной работы является обоснование пользы применения геоинформационных технологий в туризме на примере развития туризма в городе Елабуга. Научная значимость исследования заключается в важности изучения вопроса по использованию ГИС в развитии туристической деятельности в общем случае, и конкретно – в городе Елабуга.

Материал и методы исследования В процессе изучения вопроса использовался анализ литературы, а также интернет-ресурсов по данной тематике [3] - [6]. Объектом исследования стали геоинформационные системы, а предметом исследования - возможности современных средств разработки мобильных веб-приложений в области туризма.

С применением современных геоинформационных технологий можно организовывать и стимулировать туристическую активность, открывая новые возможности для развития туристической индустрии [7].

Результаты исследования и их обсуждение Рассмотрим туристический потенциал города Елабуга. По словам заместителя гендиректора Елабужского государственного музея-заповедника Танзили Агишиной в 2023 году количество туристов впервые превысило миллион. По статистическим показателям системы «YandexWordstat» можно судить о возросшем интересе к городу Елабуга среди жителей России [8] (см. рис. 1). В условиях роста внутреннего туризма актуальной является задача создания различных информационных ресурсов, в том числе геопорталов, предоставляющих удобный доступ к информации о туристическом потенциале городов и территорий для всех категорий населения.

Рисунок 1. С 2018 года по статистике "YandexWordstat" интерес к городу вырос как минимум в 2 раза ([8])

Город Елабуга является в настоящее время известным туристическим центром России. С этим городом связано много знаменитых людей. В Елабуге родился знаменитый художник И.И. Шишкин. Многие его картины были написаны в окрестностях Елабуги. Среди музеев города можно отметить музей-усадьбу кавалерист-девицы Н.А. Дуровой, музей поэта М.И Цветаевой, музей известного ученого-психоневролога В.М. Бехтерева. Мы можем увидеть памятник В.М. Бехтереву, Памятник И.И. Шишкину, а также множество памятников другим известным жителям Елабуги. В 1989 году в Елабуге был создан Елабужский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, который активно занимается пропагандой и защитой культурно-исторического фонда города Елабуги.

В Елабуге имеется более 20 музеев и множество исторических памятников, а количество туристов в год достигает миллиона. Для привлечения большего количества туристов можем использовать геопортал, с помощью которого можно получить информацию о памятниках и музеях Елабуги в интернете. Все эти объекты имеют привязку на карте с возможным маршрутом проезда, фотографиями, панорамой улиц и отзывами. В связи с этим логично построить интерактивную карту Елабуги, в которой будут отображаться основные туристические объекты с возможностью их детализации.

Также важны такие объекты, как рестораны, кафе, гостиницы: меню, цены, время работы, отзывы об этих учреждениях.

Для туристов, путешествующих самостоятельно, нужно также расписание транспорта и возможность бронирования билетов и номеров в отеле.

Также важно распространить электронный путеводитель по Елабуге, в котором описываются памятные места Елабуги, их история, местоположение, внешний вид. Некоторые сведения, например, информация об интересных мероприятиях, помещены на сайте Елабуги [3] (рис. 2).

Рисунок 2. Главная страница сайта «Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» (https://www.elabuga.com/touristCenter/aboutTouristCenter.html)

На главной странице сайта предлагаются услуги туристско-информационного центра Елабужского государственного музея-заповедника (рис.3).

Рисунок 3. Туристско-информационный центр на сайте «Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»

(Составлено автором в Яндекс.Картах )

Таким образом, можно увеличить поток туристов, посещающих город.

Еще один туристический ресурс был создан студентом Елабужского института КФУ в рамках создания выпускной квалификационной работы. Был создан интерактивный онлайн-путеводитель по г. Елабуга. Этот сайт был создан для жителей города Елабуга и гостей города, которые интересуются его историей и культурой [8] (рис. 4). Сайт содержит информацию по городу, интерактивный помощник и интеграцию с такими сервисами, как покупка билетов и бронирование мест в гостиницах.

Рисунок 4. Главная страница сайта «Интерактивный онлайн-путеводитель по г. Елабуга» (Кривилев А.В., [8])

Похожие геопорталы повсеместно создаются в Армении, на Сахалине, в Астрахани и других местах [4]-[6].

Туристический геопортал должен обладать следующими свойствами:

1) содержать картографическую информацию о районе;

2) содержать атрибутивные данные: адреса и характеристики объектов;

3) иметь возможность предоставления информации по запросу пользователя;

4) давать возможность работы со сторонними сервисами, например, поиск отелей и бронирование номеров в них непосредственно со страницы геопортала;

5) постоянное обновление информации, гарантирующее пользователю получение данных, актуальных в настоящее время;

6) простота навигации по сайту;

7) индексирование портала во всех основных поисковых системах интернета.

Таким образом, туристическое агентство или непосредственно сам турист может найти соответствующий своим интересам геопортал по запросу, выяснить интересующие его подробности, составить маршрут (индивидуальный или в составе группы), рассчитать приблизительную стоимость маршрута, длительность его прохождения, заказать экскурсии, забронировать номер в гостинице, купить обратный билет на нужную дату. Вместо того, чтобы проделывать эти операции на разных сайтах в интернете, можно быстро и просто проделать это на конкретном туристическом геопортале.

При разработке туристических информационных ресурсов важно учитывать особенности различных категорий туристов. Для развития различных видов туризма должны создаваться соответствующие базы данных и привязанные к ним картографические ресурсы. Отображение полученных данных о конкретной территории позволяет наглядно видеть наиболее интересные участки местности, достопримечательности, конкретные туристические объекты, и в связи с этим планировать интересные экскурсии и продуманные маршруты. Мобильные технологии позволяют получать информацию об объектах непосредственно в процессе прохождения маршрута.

В работе [7] были представлены результаты исследования, касающиеся визуализации пешего туризма с использованием, ГИС в городе Таганроге. Описывается веб-приложение, которое предоставляет информацию о нескольких туристических маршрутах в городе Таганроге. Эти маршруты различаются по длине пути и по времени их прохождения. Отмечены кафе, рестораны и другие элементы туристической инфораструктуры, встречающиеся на маршрутах по пути следования. Приведены примеры возможности реализации туристического маршрута с помощью ГИС.

В работе [9] предлагается концепция геопортала курортного поселка Домбай и его окрестностей. Этот геопортал будет полезен для туристов, управленцев и владельцев туристического бизнеса, а также предоставит информацию, отражающую инфраструктуру пространственных данных России. Авторы предполагают, что данный геопортал позволит туристам легко находить информацию о достопримечательностях, маршрутах, гостиницах в данном регионе, а также правильно организовывать свой отдых в окрестностях поселка Домбай.

В работе [10] были обобщены общие подходы к созданию геопортала. Были предложены три этапа создания геопортала:

1. сбор информационных материалов, накопленных в ходе научно-практической деятельности;

2. интеграция данных материалов в единую систему;

3. обеспечение общего доступа к информации для заинтересованных лиц.

Выводы В настоящее время имеется опыт создания туристических геопорталов [4] - [6]. Туристический геопортал не только позволяет получить информацию о каком-либо регионе, но и увеличивает приток туристов в данный регион. Использование геоинформационных систем в сфере туризма в любом городе или регионе может повысить его привлекательность для туристов. Поэтому информационное сопровождение туристического бизнеса в интернете очень важно для его развития. Информационные системы позволяют представить пространственную и атрибутивную информацию о туристических объектах, что позволяет более эффективно организовывать туристическую деятельность как туристам, так и организаторам. В результате это способствует туристическому опыту и развитию геоинформационных систем и других информационных технологий в области туризма.